Модуль 5: Развитие производственной системы. Основные методы и инструменты бережливого производства. Картирование потока создания потребительской ценности

В июне 2017 г. Корпоративным университетом было организовано обучение внутренних лин-тренеров по 5 модулю: "Развитие производственной системы. Основные методы и инструменты бережливого производства. Картирование потока создания потребительской ценности".

Реализация:

14.06 - 17.06.2017 - 1 группа;

19.06 - 22.06.2017 - 2 группа.

Преподаватель - Зайцев Андрей Сергеевич - консультант по развитию производственных систем, партнер АНСУ.

Форма и формат работы – тренинг с элементами лекционной презентации материалов. В программу тренинга входят деловые игры и выполнение практических заданий.

Основная цель курса направлена на изучение участниками философии и принципов бережливого производства; получения знаний об основных методах и инструментах бережливого производства и развитии производственной системы; метода «Картирование потока потребительской ценности» и инструментов повышения эффективности потока.

Программа курса

1.        Измеримые цели и ожидания Компании по повышению эффективности.

2.        Стратегические и тактические цели Компании.

3.        Достижение целей бизнеса (доля рынка, стоимость бизнеса, прибыль).

4.        Революции в концепциях организации производства.

5.        Модель Дао Тойота как философия долгосрочной перспективы.

6.        Бережливое производство: философия, принципы.

7.        Выявление потерь и их сокращение.

8.        Основные методы и инструменты бережливого производства:

  • Картирование потока создания потребительской ценности.
  • Организация рабочих мест по методу «Организация рабочего пространства (5 S)».
  • Стандартизация работы.
  • Визуализация.
  • Решения проблем.
  • Всеобщее обслуживание оборудования (ТРМ).
  • Быстрая переналадка (SMED).
  • Вытягивающая система.

9.      Деловая имитационная игра: организация производства традиционными методами.

10.    Картирование потока создания потребительской ценности.

  • Определение «Карта потока создания потребительской ценности».
  • Цель картирования потока.
  • Состав рабочей группы (команда проекта потока создания ценности).
  • Этапы картирования:
    • семейство продуктов (продуктовая линейка);
    • потоки (процессы/люди, материальные, информационные);
    • границы потока.
  • Карта текущего состояния потока:
    • условные обозначения;
    • «золотые правила» построения карты потока.
  • Процесс построения карты:
    • определение потребителя;
    • определение материальных и информационных потоков;
    • типовое содержание карточки;
    • содержание карты анализа потока создания ценности.
  • Анализ текущих операционных процессов.
  • Выбор показателей: время цикла, время добавления ценности, время выполнения заказа, эффективность процесса, объем продаж, уровень запасов, полная эффективность оборудования, коэффициент оборачиваемости запасов.
  • Типичные ошибки при картировании.

11.    Практическое задание:

  • Выбор потока, определение границ картирования.
  • Определение задач для команд, подготовка к сбору данных.
  • Сбор данных для картирования.
  • Построение карты потока создания потребительской ценности (текущее состояние).
  • Определение параметров процесса, выявление потерь.

12.    Инструменты повышения эффективности потока.

13.    Построение карты будущего состояния потока создания потребительской ценности.

14.    Практика построения карты будущего состояния.

  • Разработка мероприятий по переходу от текущего к будущему состоянию.
  • Оформление плана мероприятий.

15.    Развитие производственной системы.

  • Что такое Производственная система (ПС). Из каких элементов состоит ПС. Развитие ПС (РПС).
  • Развитие производственных систем, как нематериальный актив производства роста.
  • Подсистемы: система подачи предложений, система реализации предложений, система бережливого обучения, бережливая мотивация.
  • Обсуждение текущей ситуации в компании. Возможности и ограничения для развертывания ПС. Практические шаги, которые возможно предпринять в ближайшем будущем.
  • Цели и ожидания Компании по повышению эффективности.

16.    Управление изменениями в период развертывания производственной системы.

  • Анализ сил движения и сил сопротивления изменениям.
  • Вовлеченности менеджмента и персонала в изменения.
  • Корпоративная культура как источник качественных или причина некачественных изменений. Внешняя и внутренняя интеграция.
  • Типичные ошибки при построении ПС.

Продолжительность обучения - 4 дня (32 ак. ч.)