Модуль 4: Система КПЭ процессов, согласованная со стратегическими целями организации с учетом интересов заинтересованных сторон. SFM

10-13 мая и 15-18 мая 2017 г. прошел четвертый модуль обучения внутренних лин-тренеров ПАО "Татнефть" по курсу "Система КПЭ процессов, согласованная со стратегическими целями организации с учетом интересов заинтересованных сторон. SFM".

Форма и формат работы – тренинг с элементами лекционной презентации материалов. В программу тренинга заложены практические задания, деловые игры, групповая работа.

Основная цель курса направлена на создание целостного представления о развертывании политики и стратегических целей организации, процессного управления и демонстрацию информационной системы управления процессами.

Преподаватель - Зайцев Андрей Сергеевич - консультант по развитию производственных систем, партнер АНСУ.

Программа курса

1.    Суть системы сбалансированных показателей:

  • для чего на самом деле она нужна в Компании;
  • механизм согласования («увязки») целей и интересов сотрудников со стратегическими целями организации;
  • KPI как обратная связь о реализации стратегии;
  • KPI как способ делегирования ответственности наемным сотрудникам;
  • условие/следствие внедрения системы управления эффективностью – создание культуру достижения результата.

2.    Управление по целям:

  • шесть правил поставки целей для Компании, подразделения, должности. Примеры декомпозиции целей;
  • сбалансированный взгляд на цели: финансовые цели, цели в области маркетинга, цели в области внутренних бизнес-процессов, цели в области обучения и развития.

3.    Технология разработки ключевых показателей эффективности (KPI):

  • типы показателей;
  • что отражают финансовые, клиентские, процессные и компетентностные показатели;
  • особенности формулировки показателей эффективности каждой перспективы;
  • типичные ошибки формулировки показателей;
  • примеры KPI для персонала производственных Компаний. 10 критериев правильно разработанного показателя.

4.    Проблема формулировки нормативных значений:

  • откуда брать целевые значения показателей, как устанавливать нормы KPI;
  • семь способ формирования целевого значения показателя эффективности;
  • целевая и пороговая система показателей.

5.    Разработка мероприятий, влияющих на показатели:

  • стратегические инициативы и операционные задачи;
  • примеры стратегических инициатив.

6.    Практическое задание:

  • Декомпозиция стратегических целей до уровня подразделения.
  • Разработка показателей для конкретных должностей.
  • Мозговой штурм «Целевые значения показателей».

7.    Технология разработки системы оплаты труда на основе системы ключевых показателей:

  • какие KPI и в каком соотношении включать в систему оплаты труда;
  • основные принципы формирования системы оплаты труда для разных категорий персонала.

8.    Как сочетать индивидуальные, командные показатели и показатели Компании в наборе KPI для конкретной должности:

  • какова должна быть доля переменной части в общей сумме оплаты труда;
  • от чего зависит частота выплат (месяц, квартал, год);
  • информационно-технические средства расчета и визуализации KPI.

9.    Этапы разработки и внедрения системы сбалансированных показателей:

  • какие нюансы необходимо учесть на каждом этапе;
  • настройка внутренних коммуникаций для донесения стратегических целей:
  • типовые ошибки в процессе разработки и внедрения KPI.

10.    Условия применения KPI в системе материальной и нематериальной мотивации сотрудников

  • 5 принципов нематериального поощрения;
  • примеры программ нематериальной мотивации, стимулирующих к достижению результата.

11.    Практическое задание:

  • Примеры схем оплаты труда для конкретных должностей.
  • Разработка мероприятий нематериальной мотивации, поддерживающих систему управления эффективностью.
  • Разработка плана реализации проекта разработки и внедрения системы управления эффективностью.

12.    Сущность и элементы философии Компании: миссия, видение, система ценностей:

  • принципы развертывания политики;
  • формирование целей;
  • всеобщее согласие с целями;
  • определение и координирование задач;
  • роль в достижении целей и задач;
  • мониторинг деятельности на основе индикаторов;
  • отчетность;
  • корректировка целей и задач.

13.    Процессное управление как основа системы КПЭ:

  • процессный подход – принцип менеджмента;
  • выявление и формальное описание интересов заинтересованных сторон;
  • проектирование системы процессов;
  • описание процесса, карта процесса;
  • определение показателей процессов;
  • риски процесса: формализация и оценка;
  • выбор показателей процессов и границ изменчивости;
  • разработка интегральных показателей процессов: результат, затраты, время.

14.    Информационная система управления процессами в ПАО «Татнефть» - «1С: Управление эффективностью Компании» (1С:УЭК).

15.    Сравнение: Хосин Канри, система сбалансированных показателей (BSC), управление по целям (МВО).

16.    Факторы, обеспечивающие успех при развертывании целей. Потенциальные опасности при развертывании целей.

17.    Взаимодействие Хосин Канри и философий Кайдзен (непрерывное улучшение), управленческого учета.

18.    Развертывание миссии Компании на 1-м уровне управления. Разработка состава индикаторов реализации миссии.

19.    Разработка состава индикаторов реализации миссии на 2-м уровне управления.

20.    Установка целевых значений и других характеристик индикаторов реализации миссии, порядка их мониторинга.

21.    Разработка системы ценностей. Установка целевых значений и других характеристик индикаторов реализации миссии, порядка их мониторинга.

22.    Текущая и целевая матрица «рынок - продукты».

23.    Разработка и обоснование прорывного видения.

24.    Развертывание стратегий и индикаторов реализации прорывного видения.

25.    Развертывание планов реализации прорывного видения и формирование системы контроля их выполнения.

26.    SFM (Shop Floor Management) как элемент производственной системы и системы «бережливого управления» предприятия. Отсутствующее звено в системе Бережливого производства – система управления.

  • Уровни SFM.
  • Изменение корпоративной культуры.
  • Оперативное управление производством на основе SFM. Содержание SFM.
  • Назначение SFM:
  • система показателей (индикаторов – KPI, KRI, PI) SFM на основе SQDCME.
  • основные направления SFM – SQDCME;
  • участники SFM и их роли;
  • Реализация SFM в Компании.
  • 5 этапов по созданию системы SFM в Компании.
  • Политика и цели Компании по направлениям SQDCME.
  • Развёртывание целей по Компании по направлениям SQDCME.
  • Определение ключевых показателей деятельности (KPI) по направлениям SQDCME.
  • Мониторинг показателей деятельности по направлениям SQDCME.
  • Улучшение деятельности по направлениям SQDCME.
  • Примеры реализации SFM.
  • Инструменты SFM.
  • Визуализация результатов деятельности по направлениям SQDCME и система инфоцентров:
  • структура информационных стендов;
  • ответственные за сбор и размещение информации на стендах;
  • периодичность обновления информации. лин-мероприятий. 

Результаты модуля для участников:

  • Получение знаний о развертывании политики организации и управления по целям.
  • Получение знаний о процессном управлении.
  • Получение знаний о работе информационной системы управления процессами в ПАО «Татнефть» (1С: УЭК).
  • Получение навыка формализации процесса.
  • Получение знаний об управлении из мест создания ценности (SFM).